10.01.2021
Отрицание социального контекста, выражаемое в формуле «искусство ради искусства», было не менее странным, чем неприятие бизнес-сообществом других видов абстракций. «Дело Америки — это бизнес», — сказал американский президент Кальвин Кулидж в 1925 году. Другими словами, бизнес ради бизнеса. Благодаря распространению «научного менеджмента» бизнес мог игнорировать самый податливый «человеческий фактор»: работника. В мире бизнеса абстракция нашла гораздо более широкое применение, чем в мире искусства. Она позволила зафиксировать повторяющиеся процессы и контролировать основные процедуры, уравнения, формулы и, в конце концов, алгоритмы. На аналогичном принципе строится разработка программного обеспечения.
Как и модернизм, бизнес убедил себя, что может игнорировать все, что находится вне его зоны интересов, то есть все, что не касается роста прибыли. Но этот принцип больше не работает. Мы не живем только в мире искусства или в мире бизнеса, равно как и не живем в мире науки, политики, религии, музыки или литературы. Этих «миров» никогда и не существовало. Это абстракции. Словно в доказательство этого утверждения получила новый толчок к развитию междисциплинарная область знания — «экономическая социология», которую много лет назад основал Макс Вебер. Попытки изучать человека только с точки зрения экономики, а не как часть социума, немногим лучше попыток изучать человека только с точки зрения его принадлежности к обществу.
Хотите отдохнуть после тяжелого дня? Заходите в вулкан 24 клуб, выбирайте понравившиеся слоты и получайте заряд положительных эмоций.
Хотя традиционные области знания — социология, экономика, философия, бизнес — давно доказали свою самодостаточность, бизнес по-прежнему зависим от своей стойкой автономии. Эта «логика» бизнеса, как обычно, превратилась во вредный, нефункциональный набор судорожных мер и примитивных механизмов защиты. В мировой экономике, представляющей собой систему взаимосвязей, предприятия совершают непростительную ошибку, изолируя себя от общества.
Осознание значения и оценка последствий подобных ошибок должны воплощаться в бизнес-критике. Полвека назад мы увидели прекрасные примеры подобной критики в работах «The Lonely Crowd» Дэвида Рисмана (1950), «White Collar» Райта Миллса (1951), «The Organization Man» Уильяма Уайта-мл. (1956). Эти труды обращены к широкой аудитории, а не к узкому кругу специалистов. В них авторы показали, как бизнес и социум устанавливают правила игры друг для друга. Бизнес глубоко встроен в социальный и исторический контекст, и наоборот, общество, в котором мы живем, очень зависит от крупных корпораций.
Бизнес зависит как от персонала и ситуации на рынке, так и от невидимых глазу алгоритмов и процедур. Без бизнес-критики, которая признает наличие устойчивой связи между коммерцией и культурой, мы останемся в неведении и никогда не завершим необходимую реинтеграцию бизнеса и общества.
Архив 2012 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 |
Архив 2011 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 |