Техническое регулирование в странах ЕС


12.01.2019

Анализ опыта разных стран в области технического регулирования и стандартизации показывает, что наиболее рациональным, обоснованным и грамотным является европейский опыт, основанный на глобальном и объективном подходе. В этом отношении такая практика применения более интересна для России, чем опыт США и латиноамериканских стран, тем более, что ЕС является прямым стратегическим партнером нашей страны.

На сегодняшний день система технического регулирования, применяемая в Европейском союзе, признана как самая эффективная модель сотрудничества и взаимодействия в сфере международной стандартизации товаров и услуг, поскольку изначально разрабатывалась и интегрировалась как единый стандарт для разных стран в рамках одного экономического поля. Политика Европейского Союза в области технического регулирования и стандартизации на международной арене ориентирована в первую очередь на соблюдение интересов стран-участниц союза, защиту европейских интересов, содействие развитию торговли на внутреннем рынке ЕС и с другими странами.

Вместе с тем международная практика технической стандартизации основана на изучении и реализации действующих технических регламентов в сочетании с международными стандартами. Это в очередной раз доказывает эффективность европейского подхода к техническому регулированию, которая подтверждена действующими сегодня взаимными соглашениями с рядом стран – Японией, Израилем, США, Швейцарией и т.д.

В Европейском союзе разработаны специальные директивы, нормативы и отдельные документы, где определены методология и практика технического регулирования по всему экономическому пространству. Унифицированная система, единый подход и объективность при оценке критериев стандартизации вполне могут быть применимы и для совершенствования российской системы.

Уже более полувека страны ЕС являются крупнейшими партнерами России на торговой арене. Появление новых членов в Европейском союзе, расширение товарооборота и разработка новых видов продукции и услуг позволяют постепенно дополнять модель регулирования, не изменяя ее по сути. Ежегодно доля товарооборота из России в Европу и наоборот возрастает, что требует анализа существующих нормативов и разработки новых, ранее не применяемых.

Взаимное признание стандартов и технического регулирования между странами-участницами ЕС и Россией создает благоприятные условия свободного товарооборота, не усложняет и не делает невозможным представление новых товаров на соответствующих рынках, устраняет существующие торговые барьеры и значительно сокращает статьи расходов на подтверждение соответствия товаров и услуг европейским и, соответственно, российским требованиям.

Нормативно-правовая база

Европейская законодательная база технического регулирования представлена постановлениями и директивами Совета, разработанными в соответствии с едиными европейскими стандартами и технологиями.

Постановление (регламент) - источник вторичного права Европейского союза наравне с директивами, решениями, рекомендациями и заключениями. В соответствии со ст. 288 Договорa о функционировании Европейского союза, постановления, в отличие от директив, становятся частью законодательства каждой страны-участницы в течение 20 дней с момента официального опубликования. Постановление универсально и применяется повсеместно, в отличие от директив, которые вводятся через законодательные акты стран-участников. Директива, что также ее отличает от постановления, имеет определенные сроки действия – начало и окончание ее введения в рамках каждого государства.

С учетом расширения международной торговой площадки существует деление директив на старые и новые.

Старые директивы распространяются, то есть устанавливают четкие требования, на продукты питания, автомобильную технику, фармацевтику и косметику, определяют четкие требования к конкретной продукции. Пример - косметическая директива 76/768/EEC (Cosmetics directive 76/768EEC), действующая по отношению к косметике (Cosmetic products). Она была одной из первых после того, как государства-члены Европейского Экономического Сообщества (сегодня ЕС) объединили и систематизировали собственные требования по косметике, чтобы обеспечить свободный товарооборот внутри Сообщества. В итоге 27 июля 1976 г. была принята Косметическая Директива, действующая с определенными поправками до сих пор.

Новые директивы более универсальны и направлены на обеспечение условий неограниченного товарооборота на всем пространстве Евросоюза при условии соблюдения требований безопасности. В новых директивах требования обобщенные, что позволяет не дополнять их так часто, как старые директивы, при этом они еще и выполнены удобнее – разделены на правовую и техническую части с учетом приложений.

Подобная практика признана самой эффективной в настоящее время и допускает участие новых стран без серьезных потрясений для ныне действующих национальных стандартов.

Автор статьи: Михайлов Владимир Константинович



Архив 2012   01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12

Архив 2011   01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ:
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
В ТПП РФ

«КРУГЛЫЙ» СТОЛ
С ОСТРЫМИ УГЛАМИ

ВО ИМЯ СТАБИЛЬНОСТИ
ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
БИЗНЕСА И ВЛАСТИ

Основные направления деятельности ТПП РФ

Евгений ПРИМАКОВ
в Тверской ТПП

СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ!

сертификат доверия работодателю

БИЗНЕС И ПРОФСОЮЗЫ
БЬЮТ ТРЕВОГУ

| ©2005-2009 |